seringvar: (Default)
seringvar ([personal profile] seringvar) wrote2016-10-14 09:53 pm
Entry tags:

Язык-вчера против языка-завтра

Мы как будто на шаг отстаем и почему-то все время в этом отставании виноваты мы сами. Мы принуждаем себя к отставанию. Мы пользуемся категориями прошлого, через язык мы себя принуждаем к отставанию. Нам хочется через привычный язык-вчера объяснить завтра, а завтра можно только сформулировать языком-завтра.

Карикатуру взял здесь.

Получается так, что мы как бы перестаем быть полем для встречи вчера и завтра. Они то в нас встретятся, все равно, но мы сопротивляемся. Сегодняшний день России не объяснить через рассказы о Большом Терроре при Сталине. Помнить об этом надо, но не надо через это объяснить сегодняшнее. Сегодняшних радикалов не объяснить через слова нацизм и фашизм. Это только путает. Мы как бы заслоняем от себя завтра, привычными штампами из вчера. Надо искать что-то новое в языке. Но дело даже не в языке, а в том, что поиск нового языка заставляет нас более серьезно приглядываться к происходящему сейчас, более профессионально, более основательно.

[identity profile] aconite26.livejournal.com 2016-10-19 08:31 am (UTC)(link)
Тире вместо других знаков препинания - это практически как у Эмили Дикинсон. Не так уж плохо работает, но придает тексту некоторую загадочность и многозначительность (хотя и в этом ничего плохого нет).

А как вам кажется, у кого возникает это желание подавления личного - у самого субъекта или у кого-то (или в целом у условных "всех") снаружи? Или это все равно?

[identity profile] seringvar.livejournal.com 2016-10-19 10:25 am (UTC)(link)
Увы, желание подавления чужого, навязывание через общественное своего личного видения в это основная проблема диктатуры. Именно потому диктаторы в истории и диктаторы сегодняшнего дня первым делом сужают поле публичной дискуссии. Мне важно понять другую конструкцию. Почему публичная дискуссия приходят к договоренности перестает ценить личностные конструкции и начинает закладывать основы для собственной гибели. Публичной дискуссии нужны новые институты для "унификации" правил и принципов. Здесь прошу быть очень осторожным со словом "унификация", это должен быть не просто новый институт, а новая процедура унификации отказывающей себе в унификации.