seringvar: (Default)
seringvar ([personal profile] seringvar) wrote2013-03-20 11:39 am

Ценности и их изолированность от политики (запись 13 марта 2013)

Сегодня последний день семинара для молодежи Кыргзыстана по Правам Человека. Она из тем была "Правозащитники и политики". Обсуждали главное отличие правозащитника от политики. Андрей сказал, что политики регулируют интересы, а правозащитники защищают ценности. И ценность политиков именно в этой самой регулятивной функции, когда на властьпридержащего наваливаются со всех стороны носители разных интересов и требуют использовать государственный ресурс в интересах той или иной группы. Политик начинает эти интересы регулировать. Сделка, сделка, сделка. А потом результат регуляции выдается на гора как политическое решение.

При этом надо не забывать, что в основе интересов тех или иных групп населяющих эту страну лежат какие-то важные ценности. Например в основе интересов религиозных групп лежать ценности религиозные, в основе интересов коммерческих групп - ценности собственности, в основе этнических групп - национальные ценности. Все эти интересы сталкиваются и переплетаются. Ведь люди могут быть одновременно и коммерсантами и представителями некой веры, и представителями этнической группы.

В современном демократическом государстве давно поняли, что надо отделять носителей ценностей и интересов от политиков. Если политиков отделять от носителей ценностей и интересов, то политики тогда более эффективны. Политики тогда вырабатывают более взвешенные решения, с учетом максимального числа интересов. Получается, что политическое решение становится как бы объединяющим страну фактором. Как только политик начинает вязаться с ценностями и интересами, тут происходит катастрофа. Сложнее уже становится выработать объединяющий подход. Политик - как носитель ценности - это основная угроза демократии. Политик не регулирующий интересы, а двигающий одну ценность и один интерес - это чистой воды диктатор. Одна ценность и один интерес заставляют политика подавлять другие ценности и другие интересы.

Если ценность довольно значима, т.е. признается значительной частью населения, то может получиться так, что люди сами заставляют политика опасно сильно сблизиться с ценностями и интересами и отказаться от регулятивных функций.

Если закончить эту мысль, то получается, что диктаторы и сам диктаторский режим - это гибель политиков, как регуляторов различных интересов. Заявление, что политика - это грязное дело - это прямое убийство демократии и вытаскивание страны в диктатуру. Политики выполняют важнейшую функцию в государстве, они регулируют интересы. И следить надо за тем насколько политики удалены от конкретных интересов и конкретных ценностей.

Т.е. удаленность политиков от конкретных политических партий и коммерческих структур - это залог долговечности жизни данной политической системы.

Сюда надо еще добавить, что все носители ценностей, для лоббирования интересов своей группы, рано или поздно, начинают идти в политику и начинают играть в политические сделки и скоро теряют связь с ценностями. Если ценность важна, если очень важно ее сохранить и развить, то важно что бы часть носителей ценностей запретили себе строго на строго заходить в политику. Это залог сохранения ценностей. К стати с этим связана такая важная процедура, как испрашивание разрешение представителей церкви на вхождение во власть. И так же связаны запреты для некоторых священнослужителей на хождение во власть. Так же и например введение в некоторых странах прямого запрета на вхождение во власть людей коммерции. Потому что демократическая власть, где ведется регулирование интересов запросто может разрушить и религию и бизнес. Бизнес во многих странах предпочитает вводить во власть своих лоббистов, но не входить самим.

Тоже самое мы наблюдаем и в правозащите и в Гражданском обществе вообще. Гражданские активисты являются носителями определенных ценностей и продвигают определенные гуманистические интересы. Тоже самое, они, при вхождении во власть, теряют связь со своими ценностями и в сделках перестают быть гражданскими активистами. А значит, для сохранении ценностей, правозащитники должны всегда иметь очень значительную группу хранителей правозащитных и гражданских ценностей, которые никогда не должны идти во власть.

[identity profile] vissevald.livejournal.com 2013-03-21 09:45 pm (UTC)(link)
Очень странная концепция. Политика неотделима от ценностей. Политика строится на ценностях, их конфликте, воле воплощать ценности.

Именно изъятие ценностей ведёт к нынешнему евпропейскому политическом кризису. Псевдотехнократический подход приводит к отчуждению людей от политики, к кризису доверия к политическим институтам - парламенту, президенту, партиям. Всё выплёскивается в "неожиданные" результаты Паликота в Польше или Беппе Грилло в Италии.

Политика не равна государственному управлению. Иначе достаточно было бы заменить политику чиновниками. Технократия приводит к власти бюрократии даже в бизнесе, что еще в середине прошлого века описал Гэлбрейт в "Новом индустриальном обществе". И, в конечном итоге, технократия убивает бизнес.

Носителю ценностей важен любой инструмент их реализации. Для сертифицированных российских правозащитников такой посыл оправдывает даже многолетние и бесконечные заседания в Советах по правам человека с теми, кто их демонстративно нарушает и уничтожает. Очевидно, что с правами всё только хуже и хуже. Очевидно, почему сертифицированные заседают - статус, деньги, собственная безопасность.

Однако если носителю ценностей важен любой инструмент, то почему его априори исключают из пространства политического? Просто потому, что это выгодно политической бюрократии, прикрывающейся технократизмом для сохранения своей власти. В демократических странах это побеждается выборами и восхождением новых партий. В недемократических - революционным путём.

Вместо демократизации системы, российские сертифицированные правозащитники консервируют её и ведут дело к конфликтному, революционному сценарию. Сценарий демократизации требует больших рисков для правозащитной бюрократии, тогда как при втором они гарантированно остаются в выигрыше.